«Траву Забвения» можно смело называть довоенным альбомом, ведь основная часть материала была написана до войны. Но вот что странно: во время прослушивания создается стойкое ощущение, что песни создавались под впечатлением от происходящего пиздеца, являлись прямой реакцией организма на радикальное вмешательство извне. Это же классический пример наведенного под доминирующий дискурс нарратива, ёк-макарёк. Или простыми словами – смена смысла повествования, который подстраивается под новые внешние условия. Подобные ситуации постоянно встречаются и называются «прозрение задним числом». Ну, например, спел Башлачёв «Рекламный плакат последней весны качает квадрат окна», а сектанты после его смерти сразу: «Ах-ах, это ж теперь ясно о чём он, это ж он о своей смерти, вот она разгадка-то!» Ну и кто их в чём-то обвинит? Может быть, это действительно так. Один мудрый человек, впрочем, вовсе не один, таких мудрецов была целая толпа, начиная от Василия К. и БГ, заканчивая Дали и Гойя, поэтому один коллективный мудрый Творец сказал, что не существует неправильной трактовки произведения, как зритель/слушатель почувствовал, как он это понял, так оно и есть в его мире. Так что, не существует единственно верной трактовки очередного (последнего, крайнего, моё любимое – свежего, бугага) альбома PARA BELLVM. Можно считать, что само название группы последовательно вело Леонида Новикова к такому альбому и к таким обстоятельствам, в которых он был записан.
Закавыченный, взятый в скобки, стиснутый с двух сторон не столько песнями, сколько стихотворными саунд-композициями. Закрывается (внимание, спойлер!) «Трава Забвения» умиротворенно-обессиленным «Послесловием», которое предвещает камни с неба («Ибо явно уже распахнут Противобогом путь в грядущее до Антихристова столба»), но всё равно заканчивает молитву с Верой и Надеждой (не аргументированно, если по правде). Но тут сюжетный ход понятен: необходимо оставить крючок на следующий сезон. Однако до этого финала ещё надо доехать, потому что открывается альбом жестоким по форме прологом «Слишком». Если вам хочется напугать дураков и заманить увлеченных, смело вешайте над входом объявление «Только для сумасшедших. Плата за вход: разум». Ну или включите «Слишком (пролог)». На что это похоже? Если бы у мифической группы КОММУНИЗМ хватило бы усидчивости и целеустремленности, это могли бы быть они: индустриальные шумы, инфернальные там-тамы и пережатый до искажений голос, вещающий о человеческих останках (и сразу же первый недостаток интернет-релиза – отсутствие текстов, потому что на слух половина текста пролетает). Но на самом деле это вовсе не российская делянка, потому что невозможно отделаться от параллели с «Социальным Врагом» FRONT LINE ASSEMBLY:
No more point in trying when the end result is dying
Blow your load or self explode
I am bored with this living
Вот только PARA BELLVM ампутировали из песни FLA неуместные EBM-органы, оставив все остальные идеи. И кому какое дело, что сам Леонид ничего об этой песне не знает (скорее всего)? Впрочем, пора бы уже раздвинуть тесные скобки и заглянуть внутрь шатра, где идёт представление.
Семь песен. Семь! Это же специально, да? Не бывает же таких концептуально-парадигматических совпадений. И начинается всё, разумеется, с Апокалипсиса, заботливо укутанного в подарочную упаковку. Никакой готики, никакого индастриала и уж, Джа упаси, никакого хардкора, только выведенные на первый план кинематографические клавиши, только софт без кора, только ласковый вокал, только вкрадчивое «я вам сейчас покажу»:
В новое время трудное
Даст вам ещё огня
Полное электричества
Радио Судного Дня.
Вот хоть убейте, но «Радио Судного Дня» звучит ехидным ответом в несуществующем батле с ОРГИЕЙ ПРАВЕДНИКОВ на калугинское «Армагеддон FM». Понимаю, что нельзя злоупотреблять цитатами, но невозможно удержаться:
И ветер победы ликует
И бьет в наши крылья,
Вот и закончился бой…
(«Армагеддон FM»)
На голоса твои честные
Молится рядовой
И позывные добрые
Ждёт на передовой
(«Радио Судного Дня»)
Сейчас-то мы все прекрасно знаем, чем закончилось это заигрывание со средствами массовой информации… Впрочем, это всего лишь начало представления, знакомство с декорациями и введение (минимальной дозы) в контекст.
А что дальше? А дальше эсхатологические баллады, трогательные переплетения образов, причудливые последовательности, замыкающие в единую цепь простор океана и устремленность к небу древа жизни (деревьев жизней, из которых высажен, на утеху Главному Инженеру Замысла, планетарных масштабов вишнёвый сад). Фантасмагория, мистерия и empty spaces. В трёх песнях – совершенно дивные по уместности и соответствию дуэты. В нормальных условиях этот альбом можно было бы смело отнести (без скобок, наверное) к интеллигентной поп-музыке для релаксации и рефлексии (в подобной дефиниции-хрениции гармонично смотрелся бы «Золотой Гребень» с красивой партией бас-гитары), если бы не одно «но» – изо всех щелей выпирает война. И смерть. В «Прогулке» дуэт Леонида Новикова и Андрея Новикова (ПЛОЩАДЬ ВОССТАНИЯ) цинично роняет лирического героя с половины пути на небо. Вот только представьте, что в конце «Прогулок По Воде» Кормильцев бы утопил Андрея посреди снующих пескарей – было бы примерно то же самое. А ведь случись тогда война, как знать, может, Илья бы и утопил Первозванного. В «Только Океан» (напоминающая по аранжировке ранние песни Леонида), казалось бы, никакой негативной окраски быть не может – это же про любовь, безмерную, словно океан. Безбрежные воды любви дарят счастье, радость и веселье. Но всё меняет контекст. Спета она в дуэте с Филиппом Хофманном из JUNO17, которого сложно теперь воспринимать не через призму вышибающего крепёж из любой устойчивой конструкции кавера на «Бери Шинель, Пошли Домой». Вот и здесь Филипп, ровно держащийся на протяжении песни, ближе к завершению вдруг взмывает болью всех невинных жертв к небесам: «У твоей тоски есть свои пределы, У твоей любви есть свой ОКЕАН!» Чёрт побери, ну о чём же ещё может быть эта песня?!
В хороводе мягких прикосновений клавишных переливов, аккуратных гитарных партий и умеренных вокальных интонаций логично, но вызывающе торчит композиция «Иаиль». Она буквально стягивает альбом прочными готическими цепями и словно бы намекает на грядущий сиквел альбома «Книга Царств» – «Книга Судей». В двух словах: Иаиль – персонаж ветхозаветной Книги Судей. Иаиль приняла в своем шатре вражеского военачальника Сисара, напоила его молоком, а когда он блаженно уснул, взяла кол, молоток и вбила кол в висок, пригвоздив чердак ястреба войны навеки к земле. Это злодейство-лиходейство произвело на всех такое сильное впечатление, что последующие сорок лет в Израиле были мирными. Вы понимаете, что это снова о войне и мире, да? Нам бы хоть сорок лет мира, было бы уже замечательно. Кстати, даже имена созвучны – Иаиль/Алина… «Но война у ворот – это наша последняя быль, Дай увидеть мне пепел вечерних костров, Иаиль».
Представление подходит к концу, кульминация уже позади, а что же осталось? Заглавная песня завершает круговорот так, как оно случилось и в жизни. Снова ударные становятся похожими то ли на шаманский бубен, то ли на колдовской барабан дунумба, выпуклый бас поддерживает размеренный темп, и дуэт Леонида Новикова с Настей Постниковой при поддержке всей ИВА НОВА начинает заговоры обреченных. «Трава Забвения» писалась совсем о другом, но стала песней о вынужденной эмиграции, которой и заканчивается на сегодня история всех выживших. И нет никакой надежды и никакого выхода, кроме забвения:
Трава забвения, летит мгновение.
Не заблудиться бы в чужом краю.
Вода окрашена вином и сажею.
Жизнь хрупкой бабочкой летит к огню.
Возможно, кто-то спросит: «Так что там с оценкой, какова рекомендация? Надо ли слушать этот альбом?» Бро, ты серьёзно?! Единственное, что надо всем нам – это выжить, дожить до. А уж с музыкой каждый разберётся самостоятельно, в своём мире.
Commentaires