ОТ КАЗАКОВА ДО КАЗАКОВ
Чтобы показательно завершить рассказ о Никольской церкви (обещал же бонус), авторство проекта которой принадлежит либо самому Матвею Казакову, либо кому-то из его школы, поехал я на «Динамо» за классическим примером псевдоготики от знаменитого архитектора. Петровский путевой дворец – знаменитый и до сих пор статусный, сносу или реконструкции в ближайшее время не подлежащий. Можно было бы не торопиться, но кто его знает, что там в голове у Собянина.
Выполнять заказ Екатерины II (техническое задание было простым: построить на пути из Москвы в Санкт-Петербург для небольшой остановки высоких особ большой дворец) начал было Баженов, но ярко заявивший о себе (зданием Сената в Кремле) Матвей Казаков перехватил престижный проект и сделал всё по-своему, скрестив личное представление о готике с русскими элементами. Так что не только классицизмом жива была архитектура казаковская.
Не хотел ничего писать, полагая, что достаточно будет просто показать фотографии и на этом закрыть бонус, проще и легче некуда. Это же весело. Да только вышло по-другому, вышло вовсе и не так.
Прошло минуты две-три с того момента, как я извлёк фотоаппарат и начал неторопливо пощёлкивать. И вот обзор мне заслоняет пара рьяных опричников из «специального полка МВД». Стало резко не до света и выбора точки съёмки.
- Предъявите документы.
Да-да, знаю, что требование показать документы без оснований незаконно, но тут начинается тот самый поиск «красной линии», когда надо давать отпор, а когда можно попробовать обойтись уступкой. Я понимаю, что в противном случае придётся потратить значительно больше времени, поэтому из своих рук показываю паспорт. И если честно, то любое общение в России с т.н. «правоохранительными органами» – это определённый стресс как, например, со шпаной, которая просит «закурить».
- Вы здесь совсем не похожи.
Жму плечами. Ну и? Пауза.
- Что вы фотографируете?
Опять же, я не обязан отчитываться перед каким-то ментом, но отодвигаю «красную линию», потому что хочу закончить встречу как можно быстрее.
- Здания архитектора Казакова. Видите вот это? Это построил Матвей Казаков.
Тупой непонимающий взгляд в ответ. Впрочем, на это я и рассчитывал.
- Зачем?
- Статью пишу.
Вот тут я лажанул, потому что сразу дал старт новым вопросам (надо было сказать, что для себя на память).
- Удостоверение СМИ есть?
- Нет.
- Для кого пишете?
- Для себя и друзей, – постарался исправить я свою оплошность.
Пауза.
- Вы блогер?
Они выучили это опасное слово, но я не собирался играть в их игру, и без того уже достаточно накосячил.
- Нет.
Пауза, думают. Дальше следует какой-то скрипт из общения с мигрантами, похоже.
- Давно в Москве?
- Недавно.
- Примерно когда приехали?
- Примерно в субботу.
- А вы знаете, что необходимо регистрироваться?
- Знаю. В течение 90 дней.
- Где вы живете?
- У друзей. Они на работе, а я вот тут фотографирую для них и для себя.
Пауза, думают. Следующий скрипт, который применяют вообще ко всем приезжим.
- Оружие, наркотики, взрывчатые вещества?
Смотрю молча как на идиотов.
- Откройте рюкзак.
Открываю отделение для фотоаппарата, показываю. Пусто.
- Другое отделение.
Открываю. Солнцезащитные очки. Пока ещё не запрещены.
- Другое.
Показываю. Он чуть с носом не лезет в пустое отделение для ноута. Тоже сую туда свое жало. Пусто.
- А тут?
Показываю. Оп-па.
- А это ЧТО???!!!
- Аккумулятор. Запасной. Для фотоаппарата.
Пауза, усиленно думают, какие ещё у них есть инструкции в методичке. Но меня уже реально достало, еле сдерживаюсь.
- Я могу идти?
- Да, всего хорошего.
Все-го хо-ро-ше-го. Повезло, что не казаки, могли бы и шашкой полоснуть. Со мной в школе учился двоечник и второгодник по прозвищу Губан. У него был «коронный номер», когда мы обедали. Он выбирал в столовой жертву, которая не могла дать отпор (как правило, это был какой-нибудь тихий, худенький мальчишка), подходил и смачно плевал в тарелку. После этого Губан улыбался и довольный собой масляно произносил: «Приятного аппетита». Странно, что в скрипты полиции до сих пор не прописали это пожелание, отличное было бы завершение беседы.
В общем, историческое наследие федерального значения находится под надёжной защитой, можно спать (и есть) спокойно. Что же до его, наследия, окружения, то оно не кажется столь надежным, хотя в размерах не откажешь. Собянинская Москва прёт доминантами изо всех дыр и проулков, создавая фотогеничные задники для исторических строений. Ну, похорошевши картинка выглядит, правда же?
Ладно, вернёмся именно к Матвею Казакову. Вот серия фотографий, в которые современность не вторгается столь грубо, на них можно рассмотреть внимание Казакова к деталям, его страсть к стилесмешению, масштабность мышления и… милую наивность восприятия готической архитектуры. Извините, но мне кажется, что церковь в Николо-Прозорово – не его проект, а кого-то из учеников (всего лишь мнение, вероятно, ошибочное).
И обязательно силуэтник, как же без этого, когда солнце такое зимнее и низкое.
Петровский дворец. Москва
P.S. Ленинградка в районе «Динамо» изменилась за последние лет пять-шесть до неузнаваемости. И всё близлежащее – тоже. В качестве тематически близкого оффтопа пара фотографий, сделанных от Петровского дворца. Brave New Moscow…
Comentários